Существует ли душа? (12 часть)

Однако, как мы уже говорили, человек отличается от животных своей общественной жизнью и трудовой деятельностью. Именно в условиях общественных отношений и трудовой практики у первобытных людей возникла необходимость в тесном общении друг с другом. В связи с этим у человека развилась новая функция головного мозга, резко отличающая его от животных, — появилась членораздельная речь, присущая только человеку. Как показал Павлов, речь развивается у ребенка по принципу условного рефлекса.
Приведем пример. Если ребенок никогда не пробовал лимона, то’ при виде этого желтого плода он не будет реагировать на него, как на что-то кислое. После пробы лимона уже один его вид или запах вызывает у ребенка выделение слюны — образовался типичный условный рефлекс первой сигналь¬ной системы. Когда ребенок узнает название этого кислого плода, то уже одно слово «лимон» или фраза: «представь себе, что ты ешь ломтик лимона» будет вызывать у него выделение слюны. Это речевой условный рефлекс.
Систему речевых условных рефлексов Павлов обозначил как вторую сигнальную систему. Последняя является специфически человеческой формой условно-рефлектор¬ной деятельности. Только на основе возникновения и развития речи у человека появилась способность к развитию высших форм мышления: обобщениям, отвлечениям, логическим заключениям.
Животное воспринимает мир только непосредственно, на основе раздражений, получаемых от органов чувств. Можно допустить, что обезьяна, например, получает конкретное представление о воробье, курице, голубе, однако понятие о птице в мозгу обезьяны никогда не может возникнуть. Только человеческий мозг с помощью условных рефлексов второй сигналь¬ной системы оказался способным к наиболее высшим формам мышления.
Первая и вторая сигнальные системы находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. Современная физиология, вооруженная материалистическим учением Павлова, дает возможность найти черты общности и вместе с тем показывает качественные особенности психической деятельности человека и превосходство ее над психикой животных.
Исследования деятельности мозга высших животных (собак, обезьян) и человека показали, что эта деятельность зависит от внешней среды, от сигналов, получаемых мозгом от окружаю-щей действительности через органы чувств. Образование даже простого условного рефлекса требует совпадения во времени двух таких внешних сигналов, например, зрительного сигнала — вида пищи и вкусового сигнала от пищи, попадающей в рот.

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.