Существует ли душа? (13 часть)

Наблюдения над умственным развитием детей, лишенных от рождения какого-либо органа чувств (слепых, глухих), под¬твердили, что сознание, мышление неразрывно связано с восприятием внешнего мира. У слепых, например, недостаток зри¬тельных сигналов восполняется уточнением и утончением осязательных и слуховых восприятий.
Таким образом, учение о высшей нервной деятельности естественно-научно обосновывает философский материалистический монизм, т.е. представление о единстве психической и физиологической деятельности.
Объективный метод условных рефлексов позволяет раскрыть сущность всех физиологических процессов, которые являются
основой-психической деятельности.
Одним из постоянных поводов для возникновения различного рода суеверий, которые всегда, независимо от их характера, поддерживаются религией, являются сновидения. Само явление сна, кажущееся таинственным по своей природе, а тем более различные сновидения порождали еще в древнейшие времена представления о наличии души, независимой от тела, способной на время сна оставить тело, улететь в другие края, посещать далекие страны, неизвестных людей, быть свидетелем различных событий. Но не только в древности фантастические сны вызывали идеалистические представления, еще и в наше время встречаются люди, верящие в разгадывание, толкование и предсказывание судьбы на основе сновидений.
Физиологическое учение Павлова о высшей нервной деятельности дает научное объяснение сну и сновидениям. Изучив закономерности основных нервных процессов, протекающих в коре головного мозга,— возбуждения и торможения, Павлов и его ученики установили, что сон есть не что иное, как один из видов торможения, развивающегося в головном мозгу.

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.