Существует ли душа? (2 часть)

У первобытного человека на самых ранних этапах его развития вопрос о существовании души не возникал совсем. Лишь позже непонимание причин наблюдаемых природных явлений, таких, как гром, молния, снег, дождь и др., страх, вызываемый ими, породили представление, что существуют стоящие над человеком духи, которыми наполнена природа. Стали верить, что добрые и злые духи владеют и человеческим телом. Постепенно укреплялась вера в существование обособленного от тела духовного начала — души. Первоначальные примитивные верования наделяли душу многими свойствами тела: душа рождалась вместе с телом, ходила на охоту, принимала пищу и питье. Эти вначале примитивные взгляды постепенно усложнялись. Складывалось представление, что человек со¬стоит из земной, смертной плоти и независимой от тела, лишь временно, в течение жизни пребывающей в нем души.
С возникновением классового общества к гнету стихийных сил природы присоединился классовый гнет.
Для закабаления рабов и утверждения власти господ были крайне выгодны религиозные верования, проповедовавшие учение о двух сущностях человека — телесной и духовной. Вера в божественное происхождение души являлась надежным средством обуздания восстававших против порабощения масс, особенно с той поры, когда религия стала проповедовать переселение души после смерти человека в «загробный мир» и надежды на земное счастье подменила верой в райское блаженство.
Уже в средние века (XII—XVI столетия) церковь безраздельно господствовала в вопросах идеологии. Малейшие сомне¬ния в абсолютной верности и непогрешимости религиозных догм, в божественном происхождении существующих обще¬ственно-экономических отношений (феодализм) объявлялись ересью и результатом вселения в человека злого духа. Рискнув¬шие высказать подобные сомнения объявлялись колдунами, ведьмами. Десятки тысяч передовых людей расплачивались жизнью за то, что отрицали правильность религиозных учений и проповедовали новые, противоречащие церковным догмам взгляды. Повсюду пылали костры, на которых сжигали «еретиков»; к числу «еретиков» относили выдающихся естествоиспытателей, ученых и мыслителей средневековья.
Это была эпоха застоя в науке, период господства теологии и схоластики. Слово «схоластика» происходит от греческого слова «школа»; этим подчеркивается, что манера обучения в школах того времени, существовавших при монастырях, полностью выражала омертвевший, закостенелый «дух» эпохи.

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.