Существует ли душа? (7 часть)

Первоначальное заглавие работы звучало следующим образом: «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы». Не удивительно, что царские цензоры увидели уже в заглавии книги опасную для идеалистических и религиозных учений о душе программу материалистического анализа психических явлений и потребовали изменения заглавия.
В самом деле,» Сеченов уже в заглавии подчеркивал, во-первых, факт происхождения душевных явлений, их развития, что сразу же вступало в противоречие с библейским мифом о бес¬смертной душе, переселяющейся после смерти человеческого тела в рай или ад, а во-вторых, материальную, физиологическую основу душевной деятельности.
Выход работы Сеченова в свет (1863 г.) после провалившихся попыток царских чиновников запретить книгу ознаменовал начало новой эпохи в физиологии и психологии.
Впервые в истории физиологии прозвучали смелые утверждения И. М. Сеченова о том, что психические явления и физиологические процессы едины: «Все без исключения психические акты… развиваются путем рефлекс а… Мысль есть первые две трети психического рефлекса».
Так был сорван покров таинственности и непознаваемости. С душевной, умственной деятельности. Отныне они стали предметом научного анализа и эксперимента.
«Нельзя рассуждать о душе,— писал В. И. Ленин,— не объяснив в частности психических процессов: прогресс тут должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение фактов, характеризующих те или другие психические процессы».
Можно с уверенностью сказать, что именно русская наука открыла область душевной деятельности для последовательного научного исследования, несмотря на то, что в этой области в течение тысячелетий господствовали мистика, суеверия и предрассудки.
Если первые шаги в этом направлении сделал И. М. Сече¬нов, то «настоящую физиологию головного мозга» создал наш великий соотечественник академик И. П. Павлов.
Изменить сложившиеся в течение многих веков идеалистические представления о сущности душевных явлений — это была задача огромной трудности. Предстояло выступить не только против официальной науки, но и против церкви и господствующего общественного мнения. Одних теоретических доводов для осуществления такой задачи было бы совершенно недостаточно. Требовались прочные, неопровержимые, убеждающие факты.

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.